Клиентам шиномонтажа
Выбор автомобильных зимних шин
Приближается зима, и в этой связи хотелось бы помочь водителям наиболее правильно подобрать зимние шины. Многие не очень сведущие в вопросе автолюбители скажут, что нет никакой разницы между теми или иными зимними покрышками, другие возразят, что чем дороже, тем лучше. Здравый смысл в этом утверждении, конечно же, присутствует.
Именитые производители, выпускающие дорогие шины, тратят колоссальные средства на исследования, проведение тестов, внедрение новых материалов и технологий, которых, как и огромного опыта, нет у вчера открывшихся китайских фирм или фирм отечественного производителя. Взять для примера эффективности этих разработок такой факт, что 60 лет назад грузовая шина имела ресурс 50.000 км, а сейчас этот показатель в 6 раз больше.
При производстве шины используется до 20 различных видов резины для обеспечения различных показателей и характеристик шины, металлические и текстильные корды, бортовые кольца из высокопрочного металла. Химический состав всех этих материалов держится в строжайшей тайне, которая не позволяла фирме Michelin добиться достойных результатов в первый год участия в гонках Формулы 1, но позволила ей, потратив силы и время, уйти из этого чемпионата абсолютным победилем через несколько лет. Причем победы в том году шины Michelin помогли одержать своим обладателям также в мотоспорте и в 24‑х часовой гонке Ле-Манн. Стоимость покрышек имеет очень большое значение, это знает каждый опытный водитель, когда‑либо попадавший в аварию на отечественных покрышках. Запоминается на всю жизнь, когда на мокром асфальте при установленных на конвейере шинах БЛ-85 нажал на тормоз, изменился звук — появился визг, а скорость не менялась вплоть до самого удара. Но стоимость далеко не единственный критерий подбора шин.
Главное при подборе зимней резины, важно знать, что помимо подразделения зимних шин на шипованные и нешипованные, нешипованные делятся на шины скандинавского и европейского типа. Каждый производитель выпускает покрышки для разных климатических условий, некоторые из них даже не поставляются в Москву, так как предназначены для температур ниже -30 градусов по Цельсию, некоторые, наоборот, не поставляются по причине наших слишком суровых зим.
Пользователю очень важно знать, что шипованные шины в большинстве своем показывают невысокие показатели при движении по асфальту не из‑за наличия шипов, а из‑за мягкой резины протектора. И выбирая нешипованные шины, надо знать, что показатели на асфальте могут оказаться еще хуже, если остановить свой выбор на покрышках скандинавского типа. Отличительной особенностью таких шин является низкий скоростной индекс, как правило, Q — 160 км/ч. Шина с таким низким скоростным индексом имеет очень мягкую резину и рассчитана на работу при очень низких температурах. Такая покрышка обеспечивает хорошие показатели на снегу и льду, обеспечивает акустический комфорт, но может заставить понервничать на асфальте, особенно при температурах близких к нулю. Поставив на свой автомобиль такие шины, нужно сразу же отказаться от летних привычек типа прохождения поворота на пределе скоростных возможностей или торможения перед светофором в последний момент. Эти шины можно порекомендовать только очень неторопливым водителям, ценящим комфорт. Самыми известными представителями такого типа шин являются Bridgestone Blizzak WS-60, Continental ContiVikingContact 3, Yokohama Ice Guard IG20, Michelin X-Ice, Dunlop Graspic DS2, Nokian Hakkapeliitta R, Toyo Winter Tranpath S1 и Toyo Observe Garit, Kumho KW21, Hankook W605 и наконец‑то, впервые в этом году, Gislaved Soft Frost 2 и 3.
Нешипованные (или нешипуемые) шины европейского типа имеют, как правило, скоростные индексы H — 210 км/ч и V — 240 км/ч. Хотелось бы заметить, что зимние шины любого производителя могут иметь разный скоростной индекс, сохраняя при этом одинаковый рисунок для каждой модели, не зависящий от этого самого скоростного индекса. Причем шина с более высоким скоростным индексом однозначно будет показывать лучшие показатели на асфальте при торможении с любой скорости. Вовсе необязательно разгоняться до указанных значений. Так же как и спидометр с его разметкой до 260 км/ч, скоростной индекс не является руководством к действию, а служит для обозначения одной из основных характеристик шины. К слову сказать, летние шины могут иметь до трех скоростных индексов для каждой модели. Фактически, это разные шины с одинаковым рисунком протектора. Рисунок покрышки современных летних шин влияет только на аква- и слэшпланирование — способность автомобиля терять контакт с дорогой под воздействием воды или мокрого снега (слякоти) с ростом скорости, у зимних или внедорожных шин протектор отвечает за движение по рыхлому снегу или грязи. За остальные характеристики шины отвечает ее химический состав, отличающийся в зависимости от скоростного индекса. Вот почему было бы некорректно сравнивать модели разных производителей, не указав их скоростного индекса, так же, как спорить какая марка авто быстрее, не уточнив мощность и вес обсуждаемых моделей.
Нешипованные шины европейского типа являют собой полную противоположность шинам скандинавского типа. Покрышки европейского типа рассчитаны на высокие скорости и почти летнее поведение автомобиля на сухом и влажном асфальте при низких температурах, но на льду и укатанном снегу требуют невысоких скоростей и аккуратного педалирования. Эти шины можно рекомендовать водителям, предпочитающим спортивный стиль вождения, но готовым очень аккуратно ездить в гололедицу. Нешипуемые шины европейского типа представлены Michelin Primacy Alpin и Michelin Alpin, Dunlop Winter Sport 3D и Dunlop Winter Sport M3, Pirelli Winter Snow Sport и Pirelli Winter Sotto Zero, Good Year Ultra Grip High Performance и Good Year Ultra Grip 7+, Continental ContiWinterContact TS780, TS790, TS800, TS810 и TS830, Yokohama AVS Winter V901, Toyo Snowprox S952, Kumho KW17, Hankook W440 и Hankook W300 и многими другими. Gislaved Euro Frost к нам не поставляется. Зачастую такие шины продают под видом всесезонных, ведь всесезонных шин не бывает, как и всесезонной обуви, а такие шины обеспечивают наиболее ровные и стабильные характеристики в межсезонье и много лучше шипов летом и гораздо лучше внедорожных покрышек на льду.
Шипованные шины имеют среднюю жесткость в классе зимних шин и весьма хорошие, ровные показатели на любом покрытии кроме льда, где они являются явными фаворитами. Эти шины обычно представлены индексом Т — 190 км/ч. Они представлены Continental ContiWinterViking 1 и 2, Michelin X-Ice North, Bridgestone Ice Cruiser 5000, Good Year Ultra Grip 500 и Good Year Ultra Grip Extreme, Nokian Hakkapeliitta 4 и 5, Yokohama Ice Guard F700Z и F700S, Toyo Observe G1S+ и Toyo Open Country IT1, Kumho KW22 и Kumho KW19, Hankook W409 и, конечно же, супербестселлер Gislaved Nord Frost 5. Их недостатками являются вред асфальтовому полотну при отсутствии корки льда и производимый ими шум. Эти шины можно смело рекомендовать всем, кроме жителей мегаполисов. Единственное исключение можно сделать для автомобилистов, ежедневно преодолевающих крутой подъем на подъезде к дому или гаражу. Тем же кому раз-другой в месяц нужно выехать на заснеженную дорогу на дачу — шипы не помогут, им рекомендуется обратить свое внимание на колёсные цепи противоскольжения, в разы увеличивающие проходимость автомобиля по снегу или грязи. Тем более, что установка и снятие фирменных цепей на колёса занимает несколько минут и под силу даже слабой половине человечества, поскольку самые дорогие комплекты имеют большие и округлые пластиковые рукоятки запорных механизмов.
Напоследок, хотелось бы добавить, что не бывает зимних шин, которые могут обеспечить лучшие результаты и на льду, и на асфальте одновременно. Не позволяют законы физики. Так же, как не бывает абсолютных чемпионов мира во всех видах спорта сразу, не бывает и абсолютно лучших шин. Один человек не может быть рекордсменом и в плавании, и в тяжелой атлетике, и в беге, и в боксе, и в стрельбе. Так же одна шина не может быть лучше всех других и на льду, и на снегу, и на асфальте. А ведь в Москве применяется несколько типов асфальта, лед может быть ровным или шероховатым, а снег жестким или мягким, из пушистых снежинок или градинок. И даже на одном и том же асфальте на данном конкретном участке дороги при различных температурах окружающей среды победителями окажутся разные шины. У кого‑то может возникнуть вопрос, почему постоянно упоминаются характеристики шин на асфальте, ведь речь идет о зимних шинах. Дело в том, что асфальт даже зимой является одним из часто встречающихся типов покрытий на территории большей части России, а в Москве последние годы этот вид покрытия доминирует над снегом и льдом. Дело не только в теплых зимах, а в огромном количестве снегоуборочной техники и снегоплавильных камер, огромном количестве применяемых противоледных реагентов и высокой плотности транспорта, домов и предприятий в столице, обеспечивающих более высокую температуру воздуха в городе по сравнению с периферией. Наибольшее количество тяжелых аварий в столице и на основных трассах происходит именно на асфальте, на высокой скорости, зачастую из‑за ошибки автолюбителей при выборе скоростного режима. Людей обманывает сухой асфальт, вдобавок нередко политый непонятными реагентами, и подводят возможности шин, установленных на автомобиле. Устанавливая на машину зимние шины, не забывайте об их ограниченных возможностях на асфальте и сразу на четверть снизьте выбираемую скорость движения, попробуйте тормозную динамику автомобиля, предварительно убедившись в отсутствии других авто сзади и предупредив ваших попутчиков. Помните — Вы одели зимние шины, так и ехайте по‑зимнему! Не пренебрегайте также использованием ремней безопасности как для передних, так и для задних пассажиров.
Не бывает плохих шин от именитых производителей. У каждой покрышки есть свои преимущества и недостатки. Просто каждому автолюбителю нужно правильно расставить для себя приоритеты. Хорошей Вам связи с дорогой!
По материалам www.autobam.ru